Без рекламы не обходятся даже самые успешные компании. Что уж говорить про других игроков рынка, которые хотят разрекламировать свой бренд, продукцию или услуги. С появлением в 2001 году системы размещения контекстной рекламы — Яндекс Директа — эта задача заметно упростилась.
Сервис позволил активным фирмам публиковать рекламу своей деятельности, предлагать услуги или товары прямо на поисковых страницах Яндекса. Сегодня этот поисковик занимает львиную долю рынка и используется широкой аудиторией (порядка 48% пользователей выбирают Яндекс).
Вот так выглядят объявления в Директе.
3 места над основной выдачей (в начале страницы), 3-4 места в конце страницы
Особенность Яндекс.Директ состоит в том, что рекламодатель платит лишь за посетителей, которые пришли «в гости», пользуясь опубликованной контекстной рекламой. Это значит, что можно рационально использовать деньги, выделяемые на рекламную кампанию, и платить только за ее работу.
Во власти рекламодателя, использующего Яндекс.Директ, — контроль количества посетителей, пришедших на сайт от просмотра рекламы, и изменение настроек показа объявления с учетом поставленных целей. Аналогичный сервис есть и у Гугла, занимающего второе место на рынке СНГ. Это Google Adwords, помогающий в создании действенных рекламных объявлений. Но об этом в другой статье. Сейчас вернемся к нашему Яндекс.Директ. И кстати, обращаться к нему стоит лишь тем, кто готов платить немалые деньги и умственно работать себе во благо.
Принципы работы контекстной рекламы
На простом примере разберем, как устроена работа рекламы. Допустим, мы занимаемся продажей цветов. Что нам нужно? Зарегистрировать свой аккаунт в Директе, написать призывающее к действию объявление «Продам живые цветы по низким ценам» и купить у поисковика слово «цветы» или «продам цветы». После этого, при каждом вводе людьми поискового запроса «цветы» и нажатии на кнопку «Найти» будет происходить волшебство.
Яндекс.Директ доступен по ссылке direct.yandex.ru
Яндекс.Директ будет находить в списке объявлений и показывать на определенной позиции наш текст. Увидев эту информацию, потенциальный клиент нажимает на объявление, переходит на сайт, который наверняка ему должен понравиться, и совершает запланированную покупку. Вам кажется, что все так красиво и просто? Но все было бы так хорошо, если б не было двух «но».
Высокой конкуренции. Согласитесь, что мы не единственные на рынке, кто занимается продажей цветов.
Широкого ассортимента. Как ни крути, а сортов цветов и их расцветок множество. Да и все они отличаются своей ценой. Можно купить розы за 1 доллар, а можно и за 5. Вот и будет ваш клиент метаться между сайтами, чтобы найти себе цветы, которые ему нравятся, сравнив их цену и выбрав минимальную. А это значит, что оформление заказа именно в вашем магазине — еще не свершившийся факт. Вы можете попросту «пролететь».
Цена рекламы в Директе
Одно дело — показ рекламы. Другое — ее цена. Запомните, что расценки в Яндекс.Директ устанавливаются с учетом кликабельности или CTR (от англ. click through rate, кликабельность). Показатель отражает соотношение количества показов к числу нажатий на ваше объявление. На примере это выглядит так. Если из 200 запросов вашего объявления пользователи совершили 20 переходов по нему, то CTR запроса будет составлять 10% (20/200*100). Причем сами объявления сортируются на основании особой формулы. И тут опять загвоздка. Но об этом поговорим ниже.
Если у вас и у ваших конкурентов CTR составил 10%, то на первой позиции будет размещено то объявление, которое имеет высшую ставку. Проще говоря, чем больше CTR, тем лучше для вас. Но это еще как посмотреть.
Теперь о формуле, которая берется за основу для отбора объявлений:
Отсюда следует, что:
В Яндекс.Директ конкуренция может быть не меньше, чем на рынке. При этом, сам поисковик ставит общие условия работы для каждого заказчика, наблюдая за всей картиной со стороны. Учитывая практику, можем с уверенностью утверждать, что работа в Директе может приобретать 2 оборота: развиваться от медленно протекающей «холодной войны» (когда рынок успешно разделен между его участниками) и буквально до настоящих военных действий. Последние уже потребуют применения техники (в реале — немалых денег) и авиации (попыток сталкивания существующего конкурента при вхождении в игру новых неопытных участников с толстым кошельком).
Использование рекламы в Яндекс.Директе заставляет ежедневно анализировать количество конкурентов и следить за ситуацией на рынке. При этом вы вовсе забудете, что ваши товары самые качественные и эксклюзивные.
Не нужно прыгать выше своей головы. Рекламируйте ту продукцию (в нашем случае цветы), которая есть у вас в наличии. И только для тех, кто ее ищет. В противном случае ненужные переходы по ссылкам будут лишь уменьшать ваш CTR.
Вы скажите: «Какая разница, ну увидит пользователь мое объявление по запросу „цветы“? Что с этого? Не факт, что он нажмет на него. Я плачу только за клики. Значит, все в порядке».
Мы ответим вам на это так: видя вашу рекламу, но не кликая по ней, пользователь увеличивает число показов вашего объявления. В этом случае ухудшаются другие параметры (КПД и пр.). Но при этом увеличивается ставка за каждый реальный клик. И тогда становится не до шуток. Реальные покупатели, решившие перейти по вашей ссылке, отнимут у вас больше денег. А значит, вам предстоит постоянно пополнять свой кошелек и платить за «работу» рекламы.
Если же вы не согласны с таким грабежом, то вся последующая информация опубликована как раз для вас.
Недостатки Яндекс.Директ
Грустный кот просто не умеет настраивать контекст
- В конкурентных нишах — богатые конкуренты , готовые постоянно платить деньги (это существенно повышает траты).
- Умные и зажиточные конкуренты (заставляют некоторых заказчиков думать, что они никчемны в финансовом вопросе).
- Вероятность сбрасывания конкурентов. Этот вопрос можно решить технически, набравшись терпения. Но некоторые рекламодатели почему-то пускают все на самотек в надежде, что их «не скликали».
- Позднее отражение статистики (проблема крупных систем).
- Может быть, существуют и другие недостатки, но об этом уже в другой статье. А сейчас лучше уж о хорошем.
Положительные моменты
Счастливый пёс тоже не умеет настраивать контекст,
зато он обратился к нашим специалистам и теперь у него полно клиентов
В Яндекс.Директ есть много положительных сторон. Сейчас мы их выясним.
- Оперативность. Поместив объявление в системе, вы можете через полчаса стоять у кассы с криком «Свободная касса». Сравнив труды, затраченные на оптимизацию (а это минимум 5-8 месяцев для вывода в ТОП…), вы поймете, что инструмент работает.
- Мобильность. Вы всегда будете держать ухо востро, воздействовать на ход истории. Можно менять ставки, включать кампании, добавлять тексты или новые запросы. Все это будет происходить весело и интересно, поможет вам понять своих клиентов и изучить сайты конкурентов.
- Доступ к кошелькам клиентов. Рекламные кампании в системе Яндекс.Директ позволяют максимально быстро добраться к кошелькам толстосумов.
- Простота. Вы легко можете общаться с клиентами, сообщая им о снижении цен на ваши товары и услуги, действующих скидках, акциях и распродажах.
- Рентабельность. При правильно настроенной кампании (!), вложив n-ную сумму денег, вы получаете хорошую прибыль, оставив в стороне своих конкурентов. С другой стороны, попытавшись самостоятельно покрутить винтики, рискуете слить впустую свои кровно нажитые.
Согласитесь, ведь именно об этом мечтают многие бизнесмены. А Яндекс.Директ им в этом помогает.