Сбор статистических данных необходим для того, чтобы узнать общую информацию о посетителях вашего веб-ресурса и динамике его развития. Анализ посещаемости сайта даст вам четкую картину происходящего и поможет сделать нужные для оптимизации ресурса выводы:
- выяснить существующие проблемы, которые уменьшают эффективность веб-сервера;
- сэкономить средства на продвижении страниц в Сети;
- выявить основные источники посетителей (соцсети, поисковые системы, иные серверы);
- провести анализ веб-страниц портала в поисковых системах Yandex, Google по ключевым запросам;
- посмотреть, какие страницы не попадают в топ по ключевым фразам, и сориентировать бюджет в этом направлении;
- познакомиться с географией и демографией посетителей;
- скорректировать тактику размещения рекламы и т. п.
Так что, если вы решили увеличить посещаемость сайта, то есть число пользователей за указанный период (к примеру, месяц), без тщательного анализа информации не обойтись. Поисковая оптимизация и аналитика идут бок о бок. Системы статистических данных отслеживают количество посетителей сайта непрерывно. Эта информация — один из ключевых показателей оценки позиции портала в поисковой системе. При определении этого параметра учитывают уникальных посетителей и сумму просмотренных ими страниц (хостов).
Способы анализа трафика сайта
Рассмотрим основные способы проверки данных о посетителях сайта.
- Серверная статистика посещаемости, которая строится на изучении логов сервера. Услуги такого типа предоставляют большинство хостингов. Если ваш интернет-проект создан на базе реального или виртуального сервера, вы можете сами настроить показатели, позволяющие проводить анализ трафика сайта. В числе самых популярных программ такого типа — AWStats и CNStats SDT. Системы серверной статистики имеют плюсы и недостатки. В частности, информация о числе пользователей, посещающих ваш ресурс, будет доступна только вам.
- Статистика гостей в CMS. Отслеживать информацию о посетителях можно и во многих CMS (платных и бесплатных). Если ваша система управления контентом такой возможности не предусматривает, всегда можно найти для нее подходящее расширение. Данные, собранные таким образом, к сожалению, нельзя назвать достоверными на 100 %. К тому же доступа к ним нет у потенциальных рекламодателей.
- Счетчики и рейтинги на их основе — самые эффективные на сегодня методы оценки числа посетителей. Основное преимущество таких программ в сторонней по отношению к вашему порталу позиции. Чтобы анализ трафика сайта на их основе был достоверным, необходимо только правильно установить систему. При этом коды счетчиков следует внедрить на все страницы ресурса. Когда браузер пользователя грузит одну из ваших страниц, он обязан параллельно обратиться к внешнему ресурсу со счетчиком для получения скрипта или картинки. В этот момент счетчик считывает число таких внешних загрузок. Основное преимущество сервиса — непредвзятый подсчет. Но число погрешностей увеличивается при возникновении неполадок на сервере счетчика.
Параметры анализа посещений сайта
Существуют несколько основных параметров, которые используются в ходе анализа посещений сайта. В разных системах они могут незначительно различаться по названию, но в целом обозначения понятны для большинства программ.
Хиты
Загрузка одной страницы сервера, то есть фактически единичный факт обращения к ресурсу. Перезагрузка страницы считается еще одним хитом. Обычно счетчики фиксируют число таких обращений за день.
Эта статистическая информация имеет небольшую погрешность, поэтому при составлении графиков для изучения динамики посетителей на портале лучше всего использовать именно хиты.
Хосты
Уникальные сетевые адреса компьютеров, с которых пользователи заходили на ваш сайт. Учитывать только число хостов, проводя анализ посещений сайта, неудобно. Этот показатель отличается большой погрешностью, так как новый IP-адрес не всегда означает нового пользователя. Например, при выходе в Сеть с мобильного телефона сетевой адрес будет меняться при каждой загрузке страницы.
Посетители
Это число уникальных пользователей, которые заходили на ваш ресурс. Чтобы произвести подсчеты, используются cookies, миниатюрные текстовые метки, которые записываются в браузере каждого посетителя. Причем текстовая информация имеет индивидуальный характер. Это позволяет проследить, новый ли гость к вам пришел или это повторный визит пользователя.
Сложность состоит в том, что достоверно таким образом станет известно не число пользователей, а число браузеров, с которых они выходили на ваш портал. Есть вероятность того, что посетитель сотрет сохранения в браузере или зайдет на страницу, используя другой обозреватель. Однако анализ посещений сайта, основанный на этом параметре, дает погрешность всего в несколько процентов.
Сессии
Сессия — непрерывная работа пользователя на портале. Параметр позволяет оценить эффективность ресурса. При этом учитываются следующие его характеристики:
- время сессии — срок, на который пользователь задержался на сервере;
- глубина сессии — число страниц, просмотренных одним лицом за сеанс;
- точка входа — страница, просмотренная первой, если таковой в большинстве случаев оказывается главная, значит, внутренние страницы мало оптимизированы и следует над ними работать;
- точка выхода — последняя просмотренная страница;
- показатель отказов — отношения сессий с единичной глубиной к общему числу визитов, измеряется в процентах. Если анализ посещаемости сайта по этому признаку выдал 50–70 % — это средние цифры, которые зависят от специфики сервера. Показатели от 90 % — повод начать волноваться за статус ресурса в поиске. В некоторых случаях параметр не считается эффективным: например, если сайт создан для онлайн-доставки пиццы и форма заказа (или номер телефона для вызова курьера) размещена на первой странице.
Яндекс.Метрика и Google Analytics — что лучше?
Сравнивая счетчики от Яндекса и Google, можно сделать вывод, что они приблизительно равны по функциональным возможностям. Отметим, что Google Analytics более упорядочена, но это связано в основном с тем, что она была раньше создана. Преимущество Яндекса — в большей точности анализа посещаемости сайтов Рунета.
Яндекс.Метрика
Бесплатный сервис для проверки эффективности интернет-ресурса на основе данных о числе пользователей. Один из функциональных инструментов статистики на сегодня.
Одно из преимуществ Яндекс.Метрики — учет демографических данных пользователей. Фактически это возможность выявить с точностью до нескольких процентов, в какой стране и населенном пункте проживает посетитель ресурса.
Система показывает отчеты по пользователям в виде понятных графиков, таблиц и схем. Работая в Метрике, аналитик может сам решить, в каком виде ему удобнее получать статистические данные.
Новым инструментом считается Вебвизор. С помощью этой функции можно проследить за всеми действиями пользователя на сайте, вплоть до перемещений курсора, выделений фрагментов текстов, нажатий кнопок на клавиатуре. Аналитика посещаемости сайта упрощается в части наблюдения за поведенческими особенностями посетителей. В Яндексе можно узнать процент ушедших с ресурса сразу и тех, кого заинтересовали размещенные здесь предложения.
В Метрике демонстрируются все источники новых посетителей. Если изначально пользователь пришел из поисковой системы, можно проследить, по какому ключевому запросу, а заодно оценить уровень оптимизации проекта.
Еще одна оригинальная возможность — карта перемещений пользователей по ресурсу. Информация предоставляется в форме схемы с цветными стрелками, указывающими путь посетителя от страницы к странице. Ширина стрелок зависит от числа таких переходов. Другие сервисы, подсчитывающие статистику, такого типа графический анализ посещаемости сайта не предлагают.
К прочим плюсам Метрики относится тепловая карта. Она показывает, какие страницы ресурса пользуются наибольшей популярностью (по числу кликов). В общий перечень достоинств можно записать и SMS-уведомления.
Google Analytics
Google Analytics — еще один бесплатный сервис для оценки эффективности вашего ресурса. Сервис устанавливается по принципу невидимого кода и позволяет узнать максимум информации о поведении пользователей, вплоть до числа кликов по каждой ссылке.
Любые фильтры внутри системы легко настраиваются. К примеру, не выходя из собственного профиля можно отрегулировать настройки для поддоменов. В Метрике такого нет. Здесь, чтобы смотреть статистику по поддоменам, приходится каждый раз создавать новый код счетчика.
В Google Analytics аналитика посещаемости сайта становится доступна тем пользователям, которым вы дали разрешение на ознакомление с этой информацией. В Яндекс.Метрике доступ стороннему лицу к статистическим данным открыть нельзя. Единственный путь, который не назовешь слишком удобным, — предоставить ему логин и пароль от своего аккаунта.
В сервисе статистики Google Analytics в вашем распоряжении широкий спектр необходимой информации. К примеру, можно узнать, какой контент, размещенный на портале, привлекает к себе больше всего внимания; ознакомиться с целями посетителей; посмотреть, как накладываются данные на карту.
Удобный поиск по параметрам помогает при анализе трафика сайта. В Яндекс.Метрике такой функции нет. Google Analytics также позволяет задавать цель в виде регулярного выражения для отслеживания конверсии портала или отдельных страниц. В Метрике такой возможности не предусмотрено.
Как мы видим, Google Analytics — более многофункциональная система. Объяснить это просто тем, что сервис носит глобальный характер и появился раньше, чем Метрика на 4 года. Но те и иные плюсы есть у каждой программы. К примеру, в Google можно соединить аккаунт с Adsense и получать информацию о доходах с контекстной рекламы. А в Яндексе есть карта кликов, которая предоставляет информацию в визуальном выражении о самых популярных страницах ресурса.